Побеждает изобретательность: мода европейских 40-х

Вторая мировая принесла с собой рабочие комбинезоны, ткань по купонам и «запрет на моду». Но даже среди всего этого женщинам ХХ века удавалось оставаться элегантными, совершенствуя понятие стиля.  

Istoriya-v-fotografiyakh-1940-1941-Fotografiya-modnic-nachala-40-kh-godov
Одежда с начала 1940-х укорачивалась и расширялась в плечах, талия была чётко обозначена.

После начала войны Франция не утратила своего титула столицы моды. Пока женщины других стран старались выглядеть проще и скромнее, француженки одевались в цвета национального флага, и красили губы яркой помадой. Этим они стремились поднять дух сопротивления и доказать собственную независимость. Но в сравнении с прошлым десятилетием, им не хватало легкости и элегантности: женщины взобрались на каблуки и платформы из пробки или дерева. Шляпы и туфли становились все выше и выше. На головы  надевали огромные шляпы из самых неожиданных материалов.  Бумага, перья, цветы и бархат – всё это становилось украшением головных уборов, так как шляпники были единственными, кто не испытывал нужды в материалах во времена Второй мировой.

vogue41
Фото из журнала Vogue, 1941 год

В умелых руках французских женщин пестрые шелковые платки превращались в «крестьянские юбки» и тюрбаны, или пришивались в форме «заплат» на костюмы и брюки. Делалось это не столько, чтобы прикрыть потертость, сколько из чистого кокетства.

Наравне со смелыми француженками трудились и парижские модельеры. Чтобы удержать своё первенство на пьедестале высокой моды, кутюрье Люсьен Лелонг в 1942 году перенёс весенний показ мод в Лион, который находился в зоне свободной торговли. Таким образом, Франция расширила рынок: теперь кроме немцев и итальянцев, покупки могли делать также швейцарцы и испанцы.

Мастера стиля не забыли и о специальной одежде для работы. Костюмы начали еще больше походить на военные, юбки стали короче и уже, а шляпы становились все более необычными, пока пропорции не были совсем искажены. Но это имело совершенно особое очарование, поскольку такая искаженная внешность привлекала взгляд к стройной фигуре и грациозным движениям.


Мэрилин Монро писала в своих мемуарах: 

«На фабрике я носила комбинезоны. Я была поражена, что они на этом настаивали. Засунуть девушку в комбинезон, это все равно что позволить ей работать в колготках, особенно если она умеет их носить».

 

женщинам
Marilyn Monroe in Korea, 1954.

 

Несмотря на то, что запас тканей был ограничен специальными нормами выдачи, модельеры старались расходовать их как можно больше, чтобы немцам ничего не оставалось. Не экономили они и на рабочей силе, ведь чем больше рук требовалось для пошива одежды, тем меньше людей могли быть привлечены для выполнения трудовой повинности.

В это же время все модные дома Германии входили в «Берлинское объединение модельеров» и производили одежду только для экспорта. Немкам не разрешалось носить меха, украшения и косметику – они должны были выглядеть опрятно, скромно и порядочно.

В Англии с 1941 года была введена система нормирования: вся одежда выдавалась по купонам, а накладные карманы, манжеты с отворотами, карманные отвороты и плиссировка были запрещены, поскольку на них можно было сэкономить ткань. На шелк для гражданского населения было введено табу, так как он использовался для пошива парашютов. Именно поэтому считалось особым шиком шить нижнее белье из парашютного шелка сбитых вражеских летчиков, хотя оно шуршало и натирало кожу.

 

parashute 41

 

Объединяло всех женщин в это неспокойное время желание оставаться стильными и не поддаваться лишениям военного режима. Во всех затронутых войной странах они учились мастерить из того, что под рукой. И в этом им помогали женские журналы. «Сделай новое из старого», — гласил девиз, и объяснялось, как превратить занавески в платья, мужское пальто в женское, постельное белье в распашонки, гардины — в свадебное платье. Давались рекомендации, как штопать и латать, а особенно любимыми были образцы вязания.

Во время долгих часов в бомбоубежище распускали старые пуловеры, и из шерсти получались новые кофточки, предпочтительно с вырезом в форме буквы V, так как она символизировала «Victory» — «победу», которой все так страстно желали.

Мужская рабочая форма служила теперь стимулом и для женской моды: повседневные наряды обретали более простые и четкие формы. Недостаток тканей избавил одежду времен Второй мировой от утративших пользу деталей, сделав её более практичной.

 

Актриса Лоретта Янг в белом брючном костюме. Февраль 1941 года
Актриса Лоретта Янг в белом брючном костюме. Февраль 1941 года

 

Актриса Лорен Бэколл в укороченном костюме с топиком от Би. Эйч. Урэгги, 1945 год
Актриса Лорен Бэколл в укороченном костюме с топиком от Би. Эйч. Урэгги, 1945 год

 

Но несмотря на все ограничения в период войны, мода продолжала предлагать обществу именно то, чего от неё требовал изменчивый дух времени.

Автор: Анастасия Посохова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *