Вопрос модописателю: что происходит с украинским глянцем?

Этой весной в UFEG уже в третий раз пройдет курс, посвященный модописательству. А наш журналист Анна Комарова продолжает приоткрывать тайны глянцевых обложек и изучать нюансы, которые таит в себе работа мечты. В преддверии нового потока Анна встретилась с куратором курса «Fashion Writing, или Модописательство” Марией Хализевой и поговорила о положении украинской fashion-журналистики сегодня. Если вы хотите стать модным обозревателем, достойно вести аккаунты своего бренда в соцсетях или просто любите журналы мод – эта статья must-have.

Еще в середине нулевых fashion-журналисты ездили на недели мод за счет редакций, получали достойные гонорары и излучали ауру экспертов-инсайдеров. Она вызывала трепет у молодых дизайнеров и уважение со стороны крупных брендов. Но, кажется, сладкая жизнь модописателям больше не светит. Даже консервативные рекламодатели, такие как Dior, Prada, Dolce & Gabbana и Louis Vuitton, десятилетиями кормящие глянец, теперь больше вкладывают в цифровое продвижение и создают собственный контент, общаясь с клиентом напрямую. Потребность в медиа – связующего звена между компаниями и аудиторией – исчезает. Какую же роль Instagram и Telegram оставил изданиям?

Ноябрьским утром я посетила последний день интенсива по fashion-журналистике Марии Хализевой в UFEG. Занятие затянулось на несколько часов – группа разошлась, только когда стемнело. Пока мы погружались в мир модной журналистики, в нем разгорался пожар: едва Vogue провел интерактивную выставку, посвященную пятилетию издания в Украине, как главного редактора Ольгу Сушко обвинили в плагиате в телеграм-канале «Киёв Фэшн Лавэз». Словно по щелчку пальцев, достижения ее команды, отмеченные далеко за пределами страны, стерлись из памяти читателей. Сидя в стенах UFEG, начинающие fashion-журналисты увидели, насколько хрупкой может быть карьера, построенная в сфере моды, и какую силу обрели соцсети.

По дороге домой я купила свежий номер Elle и пыталась понять, куда движется украинский глянец. Я не стала делать выводы в одиночку и пригласила на интервью эксперта – нашего лектора.

Маша Хализева – журналист, аналитик и модный обозреватель. В прошлом – редактор отдела культуры газеты «КоммерсантЪ-Украина», редактор моды в Esquire Украина, шеф-редактор украинской версии Buro 24/7 и лонч-редактор L’Officiel в Казахстане. Сегодня – контрибьютор украинских L’Officiel и Vogue, лектор курса «Мода» в Kyiv Academy of Media Arts и основатель образовательного проекта Ukrainian Fashion Campus в Днепре, а также консультант по брендингу и коммуникационной стратегии в сфере моды.

khalizeva

 

“Не столько деньги, сколько фан”

В 2018 году медиа продолжили страдать. Рекламные сборы падают, так как даже основной люксовый рекламодатель тратит больше денег на диджитал. Это тренд последних двух-трех лет. Параллельно растет спонсорский контент (нативная реклама): бренд предлагает изданию некий эксклюзивный доступ и медиа делает собственный редакционный материал, например, съемку, но вдохновленный средствами рекламодателя. У нас это особо заметно. Обложки украинского глянца, как правило, проданы на год вперед. Но, несмотря на глобальную тенденцию, в прошлом году бюджеты немного увеличились. Все радостные и бодро смотрят в будущее. Думаю, эта тенденция сохранится, поэтому работать на стыке копирайтинга и хорошего сторителлинга – это важное умение, которое будет все актуальней для fashion-журналистики.

“После того, как у нас появилась собственная церковь, у нас должен появиться собственный язык”

На нашем рынке все страшно испугались, когда Рада приняла в первом чтении закон о языковых квотах и стало ясно, что его, скорее всего, утвердят. Это неизбежно и это хорошо – два языка всегда лучше, чем один. Вырастет спрос на авторов, которые могут хорошо писать по-украински, а таких очень мало. Как правило, они страшно интеллигентные и скромные, поэтому я очень рада, что у них повысятся гонорары.

 

Глянец в чистом виде

Как и долгие годы до этого, традиционные медиа не радовали какой-либо критикой происходящего. Всё белое и пушистое. Единственное, намеки на критику можно найти в некоторых соцсетях: либо в личных сообщениях, либо в аккаунтах типа Diet Prada, которые много пишут о неэтичных высказываниях дизайнеров или соответствующем поведении брендов. Обращают внимание и на проблему плагиата в дизайнерской сфере. А еще, как показали итоги года, даже в нашей маленькой и скромненькой стране, где все друг друга знают, из одного телаграм-канала можно устроить бурю мирового масштаба.

Сегодня для лайфстайл-изданий важна мультиканальность – когда органично соседствует бумага с цифровыми платформами и соцсетями. Все это дает дополнительный опыт для потребителя, еще больше привязывая его к твоему голосу.

khalizeva

 

 

“Бумага никуда не уходит, но трансформируется”

Последние пару лет бешеный всплеск на indie magazine – журналы с авторским контентом, которые выпускаются маленькими тиражами. Есть бизнес-схемы, при которых журнал не зависит от рекламодателей, например, распространяется исключительно по подписке или делается по системе краудфандинга. У таких изданий есть возможность избежать ловушки, в которую попадают все коммерческие медиа. Интерес к чему-то дикому, невиданному, маленькому будет всегда, и это полезно для журналистики, если есть желание делать что-то на коленке.

Как ни крути, люди хотят бумагу. Чем больше мы живем в цифровом мире, тем больше хватаемся за что-то физическое и постоянное. Если посмотреть статистику по книжным магазинам в Украине, то продажи растут. Издательские дома стучат по дереву, но не жалуются. Книги – обязательное составляющее модной эстетики и часть пространства. В советские времена семьи держали библиотеки, а сегодня книги нужны, чтобы дополнять минималистичный интерьер в стиле хюгге.

 

Соответствовать духу времени и создавать уникальный контент

Читатель голосует кредитной картой. Если он нуждается в конкретной информации, он ее купит. Нужно соблюдать баланс между эксклюзивностью, за которую люди готовы платить, и прогибом под рекламодателя. Стоит делать максимально авторский контент, подходящий для вашей аудитории.

С развитием информационных технологий, первое, что стало под удар, – экспертность. Когда предложение начало бесконечно расширяться, функцию диктатора потеряли не только дизайнеры, но и те, кто пытался руководить общественным мнением, – медиа. Но если вы делаете интересный контент, вас читают. Это должно быть что-то виральное – то, чем будут активно делиться в соцсетях, обеспечивая максимальный охват. Ваши фолловеры плюс наши – уже маленький взрыв.

Журналы изначально возникли как некий компендиум знаний, дающий контент в разных форматах. Но все то, что они давали десятилетиями, сегодня диджитал дает гораздо лучше и быстрее. Цифровые платформы покрывают практически всё, кроме дорогого контента вроде съемок или больших аналитических фичеров, для которых нужна большая команда и какие-никакие приличные связи. Тренды, подборки из пяти патчей под глаза… – всё это популярно в цифровом формате. Если учесть степень доверия и уровень экспертности многих блогеров и инфлюенсеров, то им верят больше, чем редактору отдела красоты любого глянцевого журнала.

Медиа будут двигаться в сторону еще большей эксклюзивности и продолжать работать на свой бренд.

khalizeva

 

 

“Как можно выучиться на fashion-журналиста? Бери и делай”

Люди, которые хотят хорошо писать, должны хорошо читать. Сейчас во всем можно прилично разобраться за пару часов в Google – больше не обязательно заканчивать университет. Вопрос в том, каким образом у вас шевелятся мозги, насколько быстро вы способны находить информацию, расставлять в ней приоритетность, понимать ключевые моменты происходящего и структурировать подачу.

 

 

Универсальная команда вместо редакции с ассистентами ассистентов

За последние годы редакции сократили свои штаты, отдавая предпочтение универсальным бойцам. Медийное пространство становится все более визуальным. Чтобы уверенно чувствовать себя на рынке, нужно уметь стилизовать, снимать и верстать; создавать цепляющие истории в Instagram, грамотно наполнять профили и адаптировать одну и ту же информацию для разных каналов.

Бешенными темпами растет Telegram. Это значит, что здорово компилировать информацию и сжато ее подавать своим читателям – это очень востребованный навык. Написать классный текст из трех предложений гораздо сложнее, чем два разворота в журнал.

 

“Сегодня можно зарабатывать на чем угодно. Главное – что ты можешь предложить миру”

Хороший журналист остается хорошим журналистом, независимо от того, работает он в престижной газете, глянцевом журнале или ведет собственный блог. Журналистика – это состояние ума. Найти свою нишу, свое авторское прочтение реальности – вот задача.

Мы рады сообщить, что в мае пройдет следующий курс Марии Хализевой по модописательсвту. Приходите строить светлое будущее!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *