Recycling: вторая жизнь вещей

Передовые страны всерьез задумываются о защите окружающей среды. Как правило, один из самых действенных и реальных способов достичь желаемой цели — внедрить тенденцию повторной переработки.

А тенденции — это, отчасти, и есть мода. Понимая масштабы проблемы, крупнейшие fashion концерты принялись развивать и распространять идею необходимости сохранения планеты.

 

Nike, например, запустила программу Reuse-a-shoe еще в начале 90-х. В рамках этой кампании спортивный бренд собирал старые поношенные кроссовки и превращал их в материалы для беговых дорожек, теннисных кортов и баскетбольных площадок. Позже Nike стал производить одежду из переработанных пластиковых бутылок, и в 2011 году одел в нее сборную Польши по футболу.

 

Картинки по запросу Reuse-a-shoe

 

Как приобщиться к этому может обычный потребитель, в 2013 году продемонстрировали H&M, запустив массовый прием старых вещей. В результате компания получила 40 000 тонн одежды, 95% из которой ушли на изготовление новых моделей. На этом мировой масс-маркет не остановился. Спустя два года H&M выпустили рекламную кампанию Close The Loop, призвав ломать все стереотипы. После ее выхода потребители отдали в магазины уже 1,536.8 тонн ненужной одежды. Летом 2017 бренд опубликовал мини-фильм “Bring It On”, который призывает не прерывать путешествие ненужного вам гардероба, а подарить ему новую миссию — стать “донором” новых коллекций.

 

 

Идеей recycling в свое время также вдохновились Zara, Guess, GAP, Levis, Lacoste, next и еще десятки гигантов-производителей, а также сотни начинающих брендов. Более того, в Лондоне организовали Fashion Recycling Week, а в Амстердаме призвали обратить особое внимание на reusing коллекции.

 


Харьковский эко-дизайн


 

Какую роль в поддержании мировых тенденций вторичного использования материалов играет Украина, и, в частности, Харьков, выяснила выпускница Ukrainian Fashion Education Group — Оксана Сирко. Она побывала в гостях у творческой мастерской Dushka&Karamushka — студии харьковских дизайнеров, которая уже почти 20 лет работает с экодизайном и ресайклматериалами в самых разнообразных проектах и странах.

 

Философия экодизайна заключается в защите окружающей среды на всех этапах жизненного цикла изделия. А потому ее приверженцы с особой внимательностью относятся к качеству и безопасности используемых материалов, а также к простоте их утилизации, создавая дизайнерские продукты с их вторичным использованием.

 

 

Откуда появилась идея экодизайна?

Она пришла к нам, скорее всего, от европейских коллег. Там защита окружающей среды, как известно, давно вышла на первый план. От велосипедов как основного средства передвижения в Амстердаме, до приобретающей все более впечатляющие масштабы моды на ресайкл.

 

Как вы начали работать с экодизайном?

Первым шагом было знакомство с нашим другом Олегом Анатольевичем Викленко, профессором худпрома. Во время событий 86-го года он был ликвидатором ЧАЭС. Впоследствии пришла идея основать выставку плакатов на экотему по всему миру, так родился «4й блок». Для выставки мы делали сумки, блокноты из компьютерных дисков, магниты с часовыми механизмами, конверты из дорожных карт и многое другое.

 

 

Чем занимаетесь сейчас?

Работаем с ресайклом в самых разных видах и масштабах:) В основном, с Европой и другими странами. Когда-то, например, делали fashion-шоу в Японии, для которого разработали специальную линию одежды из почтовых мешков.

 

Как, на Ваш взгляд, обстоят дела с ресайклом в нашей стране?

Украина, скорее, только в начале своего пути. Но это — дело времени: дорогу осилит идущий. В данный момент в сфере моды наша страна шагает, как известно, семимильными шагами, разделяя тенденции Европы и других модных столиц мира.

 

 

В Харькове Вы проводили какие-нибудь мероприятия?

Да, например, в Муниципальной Галерее делали fashion шоу в рамках выставки «4й блок», который посещали не только украинцы, но и европейские гости, участники Копенгагенского съезда по проблемам окружающей среды. В том числе Джон Новис — директор фотодепартамента Гринпис в Амстердаме. Он прилетал чтобы сделать фоторепортаж о нашем событии.

 

У вас были еще какие-то необычные проекты, о которых Вам интересно было бы рассказать?

Да! Приятно поделиться впечатлениями о нашей любимой коллекции из парашютов. Когда-то мы сделали такую линию одежды. Там были сарафаны, брюки, платья, куртки… А ещё — юбки и пиджаки, полностью собранные из галстуков. Мы организовали фотосессию на аэродроме Коротыч, получилось очень здорово. Пригласили подруг побыть моделями, и снимали их на взлетном поле, со старыми самолетами… очень колоритный вышел проект.

 


Ближе к термину «Recycling»


 

Если в Харькове Dushka&Karamushka своими силами дают вещам вторую жизнь, то в Киеве фундаментальную переработку текстиля и одежды стали финансировать на городском уровне.

В чем заключается процесс:

Переработка натуральной и синтетической одежды сильно отличается, поэтому в самом начале вещи сортируют по типу ткани и цвету, что убирает необходимость в последующем окрашивании — это экономит энергию и позволяет избежать использования в производстве дополнительных загрязняющих веществ.

Картинки по запросу переработка одежды процесс

Затем текстиль разбирают на волокна или измельчают. Иногда, в зависимости от конечного назначения, в пряжу вводятся другие волокна.

Нити очищаются и смешиваются с помощью процесса чесания.

Далее нити повторно скручиваются и подготавливаются для последующего изготовления из них ткани или вязаных изделий.

Некоторые волокна не скручиваются в нити, а используются в качестве наполнителей, например, для матрацев.

Похожее изображение

Если перерабатываемые изделия сделаны из материала на основе полиэфира, то они измельчаются, а затем гранулируются и превращаются в полиэфирную крошку. Впоследствии она плавится и используется для создания новых полиэфирных тканей.

 


 

В Канаде перерабатывается 90% ненужной людям одежды, и лишь 10% поступает в продажу как second hand. В Великобритании эти показатели равны 50% — 50%.

Более 60% поношенной одежды из экономически успешных стран отправляют на продажу в государства более бедные, в том числе те, где производят дорогие  натуральные ткани, купить которые простые жители просто не могут себе  позволить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *